Горные лыжи Ski Alpine как встать на горные лыжи
                                                                                                                            На главную страницу                                                                                                       
не вышло


                                                                     
Советы ветерана

Я катаюсь на горных лыжах более 45 лет, из них около 20 лет прозанимался спортом. Больших успехов не достиг, но 1-е разряды по всем видам(кроме супер-гиганта) у меня есть. Побывал практически на всех лыжных станциях еще СССР, довелось побывать и в Альпах от Куршевеля до Штубая. Так что немножко в этом разбираюсь. Тут возникло желание поделиться своим опытом и может быть чем-то помочь новичкам.
Вопрос первый, а стоит ли вообще вставать на горные лыжи – однозначно стоит. Великий француз Оноре Бонэ произнес великую фразу «Горные лыжи может быть и не являются счастьем, но вполне могут заменить его». Что может быть лучше свободы и полета. Такого счастья не даст Вам ни секс, ни алкоголь, ни наркотики. Но не надо забывать – горные лыжи – это очень большой риск с большой вероятностью смертельного исхода.
Каждый ли человек может научиться кататься на горных лыжах так, чтобы стать счастливым. Однозначно нет. Если человек не обладает нужными качествами от бога, то вместо счастья он может получить трагедию.

 Урок первый – кто может кататься на горных лыжах:

- требования к физподготовке очень умеренны (ну если живот свисает ниже пояса, то
   лучше на лыжи не вставать)

- требования к врожденной координации движений – очень высокие. Если координация 
   плохая, то на горных лыжах делать нечего – будут сплошные травмы
- требования к врожденной реакции – также очень высокие
- и еще то, что я называю разумная смелость – т.е. не рисковать понапрасну, но уметь
  сохранять самообладание и возможность принятия правильных решений в критических
  ситуациях, когда счет идет на доли секунды.
Все ли люди обладают такими качествами – однозначно нет. Я знаю многих людей, которые катаются на горных лыжах по 20-30 лет, но кататься так и не научились. Сколько нужно времени, чтобы научиться кататься хорошо или понять, что это не твое. По моим оценкам примерно 5 лет при условии катания к примеру в Сорочанах два раза в неделю и двух поездках в не очень сложные горы. После этого Вы поймете для себя – кто Вы: продвинутый лыжник или чайник. А дальше решайте сами. Ну вот для начала и все. Если тема вызовет интерес, то с удовольствием ее продолжу.
Где можно в Подмосковье покататься на горных лыжах. Мест очень много. В районе Яхромы есть несколько лыжных станций
по уровню сервиса не очень уступающих Альпам. Где лучше – сказать трудно. Если Вы в будни приедете рано утром к открытию
в Сорочаны, то часа полтора будете иметь наверное лучшие условия, но потом набежит толпа и кататься будет практически невозможно.
Тогда уж лучше Волен или Яхрома. Впрочем, если начнете кататься, то довольно быстро разберетесь сами.     

                                                            Продолжение советов
Урок следующий – о выборе снаряжения.
Если Вы решили просто узнать, что такое горные лыжи, то можно просто взять прокатные лыжи. Тем паче, что в Альпах наверное 80% лыжников катаются на прокатных лыжах. Но если Вы решили, что горные лыжи – это Ваше, то придется купить себе снаряжение. Комплект снаряжения – это как любимая женщина или любимый мужчина. Если угадал – то все в порядке, если нет – то надо менять. Так что покупать? Сейчас все примерно одинаково. Про лыжи – надо покупать лыжи длиной примерно в свой рост или чуть меньше. Какой фирмы – ну наверное любой – все они примерно одинаковы. Про ботинки – покупайте ботинки с металлическими клипсами - пусть они немного дороже, но зато надежнее. Если Вам начнут навязывать коротышки, то не забывайте, что Вам предстоит поехать в горы, а там с коротышками могут быть проблемы. Зачем нужно иметь свой комплект снаряжения. Ну приехали Вы в Сорочаны, взяли прокатный комплект и день прозанимались с инструктором. Вроде что-то стало получаться. Но, приехали в следующий раз, взяли другие лыжи  - и все насмарку – ничего не получается. К своему комплекту нужно привыкнуть. Удачный комплект прослужит Вам лет 5. А дальше Вы уже сами сможете выбрать то , что Вам уже нужно. Нельзя сразу покупать так называемые цеховые (спортивные) лыжи – новичку на них будет очень тяжело. Да и сейчас найти в Москве настоящие цеховые лыжи – это проблема. И стоить они может быть втрое дороже, чем лыжи, приемлемые для новичка.

                                                           Продолжение советов

Итак, Вы первый раз решили выйти на склон. Постарайтесь обязательно позаниматься с инструктором, тем более инструкторы у нас очень хорошие – на мой взгляд – лучше, чем в Альпах. Есть две методики обучения катанию – Австрийская и Французская. Австрийская – это плуг и упор. По этой методике работают и наши инструкторы. А во Франции довольно давно пытались учить кататься сразу на параллельных лыжах – но ничего из этого не вышло. В последний раз, когда я видел французских инструкторов, они учили методом показа – т.е. элегантно едет инструктор, а за ним корячатся ученики. Инструктор их не видит. Так можно учить детей, но не взрослых. Но помните,
по -серьезному, никакой инструктор Вас кататься не научит. Как писал великий Килли
применительно к спорту «тренер может помочь в вопросах выбора снаряжения, физической подготовки, тактики соревнований, но запомните:
тренер никогда не научит Вас кататься на горных лыжах. Техника катания – сугубо индивидуальна и зависит от конкретных возможностей
конкретного человека». Так что совершенствование техники – это Ваше личное дело. Этому можно учиться всю жизнь – но ведь это же
интересно. Не стоит ехать в горы в течение  первого сезона. Покатайтесь в Сорочанах, решите вопросы снаряжения.

                                                            Продолжение советов

Ну вот, Вы позанимались с инструктором, научились самостоятельно спускаться со склонов Сорочан. Пусть плугом и упором, но чего-то получается. Что же дальше. Нужно переходить на так называемую спортивную технику. Нужно ли читать книги по технике катания. Безусловно, да. Честно, я сам научился правильно кататься на лыжах по книжке великого француза Оноре Боне «Лыжи Франции». На самом деле понятие «классическая техника» очень неоднозначное. Их существует как минимум три: легкая Христиания, современная Христиания, итальянский поворот. Легкая Христиания – это поворот на параллельных лыжах с одновременной разгрузкой двух лыж  за счет интенсивного разгиба и вращательного движения плечами – практически исчерпал себя в начале 60-х годов прошлого века. Современная Христиания – поворот на параллельных лыжах с разгрузкой двух лыж за счет интенсивного сгиба и вращательного движения тазом. Этот поворот  жив до сих пор – это могул. На мой взгляд – это самая оптимальная техника катания – это и бугры, и целина, и вообще любые склоны. Но, эти Христиании не годятся для катания по льду – одновременная разгрузка двух лыж приводит к проскальзыванию и к потере скорости, что в  спорте недопустимо. Новый V-образный поворот придумал великий Килли, но систематизировали его итальянские тренеры братья Котелли и воплотили свои идеи в своем великом ученике Густаво Тони. Этот поворот прожил более 40 лет вплоть до новой техники карв. Хороша ли техника карв – красива ужасно, но  не годится для бугров, целины, слишком крутых для любителей склонов. Имейте ввиду, что никакой инструктор официально учить Вас спортивной технике не будет. Почему – да потому , что он за Вас отвечает, а спортивная техника требует в любом случае спуска на больших скоростях – и зачем инструктору лишняя головная боль. Поэтому либо учитесь сами, либо имейте в друзьях продвинутого лыжника, который согласится потратить время на занятия с Вами. Еще, очень рекомендую походить трусцой по слаломной трассе. Пусть Вам не нужен спорт, но слаломная трасса учит поворачивать не там где Вам удобно, а там где нужно. Представьте, что перед Вами на трассе упал человек и Вы можете его протаранить. Нужно резко отвернуть в сторону, а этому очень хорошо  учит слаломная трасса.
Еще о прошлом, настоящем и будущем лыж и техники карв.
Ну давайте сразу, мода на коротенькие, расклешенные лыжи появилась
где-то в начале 70-х. Уже тогда я попробовал кататься на таких и понял, что это не мое. Эта мода продержалась лет 7, а потом все вернулось на круги свои.  Никаких бордов тогда и в помине не было. Помню, читал интервью с великим Килли, где он сказал примерно так « Я тоже повелся на эту моду и долго мучился на лыжах 180см. , но как же я был счастлив вернувшись на свои лыжи длиной 207см.» . Но эти лыжи не умерли – появились лыжи Компакт длиной до 180см и долго жили. Даже поляки делали такие. Но мода на них прошла. А что сейчас – для любителей карвы – находка. Научиться сносно кататься на них можно гораздо быстрее, чем на длинной «классике». Но мода определяет все. Нужно отметить, что карвы стали тормозить спорт. Это проявилось во всей красе на олимпиаде в Солт Лейк Сити, где спуск и супер-гигант у мужчин и женщин проводились на одной трассе, которая по всем параметрам была откровенно убогой. Если смотрели слалом на последней олимпиаде, где трассу поставили позаковыристей, то видели,  как корячились звезды на участках, не вписывающихся в геометрию их карвов. Ну и новая сверх зрелищная дисциплина – Ски-кросс. Это когда 4, 6 или даже 8 полностью отмороженных хлопцев или дивчин стартуют из-за калиток и несутся по сверх крутой трассе длиной километр с гаком, на которой в огромном количестве расположены многочисленные бугры, трамплины и т.п. При этом они входят в контакт друг с другом как в хоккее и это в порядке вещей. Выиграл тот, кто первый на финише без всяких там баллов. Посмотрите на их лыжи и технику. Никаких карвов, лыжи длиной примерно плюс 30см к росту, а техника – классическая техника скоростного спуска. Недавно я заехал в магазин Канта посмотреть, что есть на весенней распродаже. Самые дорогие лыжи были цеховые Фишер почти классической геометрии длиной 190см. А талия на горных лыжах была всегда. На лыжах для слалома больше, для скоростного спуска меньше.
Может быть я буду говорить прописные истины, но может кому и пригодится.
Почему техника карв так быстро завоевала мир. Да потому, что она естественна для человека. Вы на беговых лыжах решили спуститься с горки. Что Вы делаете – расставляете ноги шире и пытаетесь повернуть с «закантовкой» двух лыж. Это и есть карв. Нужно ли владеть классикой – однозначно да – она поможет Вам в критических ситуациях. Можно ли кататься по классике на коротышках - карвах. Можно – сам видел много конкретных примеров
С чего начинается классика – с техники косого спуска. Есть такой термин для этого упражнения – боковое соскальзывание. Итак, начали. Вес тела почти целиком на внешней лыже – внутренняя, лишь балансир. Внутренняя лыжа выдвинута чуток вперед. Поехали – у Вас есть три  способа контроля  скорости спуска:
- угол закантовки  внешней лыжи (чем сильнее, тем выше скорость. При небольшом угле
   внешняя лыжа начинает соскальзывать – юзить , за счет этого гасится скорость)
- мягкие движения коленями вперед – назад: Движения вперед – пятки соскальзывают,
  траектория становится более пологой к линии склона, скорость падает вплоть до полной
  красивой остановки. Движение назад – носки соскальзывают вниз, траектория
  становится круче к линии склона и скорость возрастает.
Овладев этим приемом, Вы можете спускаться вообще по любому склону(там, где вообще кто-то катается) на приемлемой для Вас скорости. Трудно ли овладеть такой техникой косого спуска. Это зависит от Вашей координации. Но раньше именно владение такой техникой косого спуска отделяло продвинутого лыжника от чайника. Нужно ли Вам это – решайте сами, но хуже не будет. Помните, что классика – это катание на одной(внешней) ноге. Трудно ли это – да трудно, но при определенных усилиях доступно.
Продолжим разговор о классике. Будем считать, косой спуск с соскальзыванием Вы освоили. Пора учиться делать поворот от склона. Сразу хочу сказать – правильные повороты в любой технике требуют определенной скорости. Если скорости не хватает, то ничего получаться не будет. В то же время поворот от склона на очень большой для Вас скорости может закончиться плачевно. Разумный баланс скорости – это, наверное, главное в технике правильного катания на горных лыжах. Итак в начале идем косым спуском, внешняя(нижняя) лыжа загружена, внутренняя расслаблена и выдвинута чуть вперед. Начинаем поворот от склона. Тут нужно синхронно выполнить следующие движения: выравниваем лыжи, одновременно загружаем обе лыжи, делаем мягкое небольшое разгибание с уколом внешней палкой , затем энергичное сгибание( при этом лыжи как бы  отрываются от склона) и резкое вращательное движение тазом в сторону склона. Далее ловим склон уже новой внешней ногой. Если Вы все сделали правильно, то лыжи выпишут красивый поворот. Запомните, что в любой правильной технике катания вращательные движения ступнями ног вокруг своей оси (как в плуге и упоре) запрещены. На большой скорости такие движения могут
привести к серьезным травмам. Техника, которую я описал, называется современная Христиания. Всем она хороша, кроме льда. На льду разгружать обе ноги нельзя.        
И еще, не останавливайтесь в техническом росте, чаще внимательно сморите на хороших лыжников, не стесняйтесь что-либо спросить у них. В заключение, шутливый пример из собственной практики. Как-то на Хинтертуксе две симпатичные русские дивчины (довольно крепкие чайницы) попросили меня их подучить. Я честно объяснил и показал им основные приемы катания на параллельных лыжах. И тут одна из них мне выдала «вот все вы такие продвинутые лыжники – вешаете лапшу на уши, показываете какие-то движения, а сами ничего этого не делаете». На мой вопрос, а что я же делаю, последовал убойный ответ – да ничего ты не делаешь. У тебя лыжи едут сами по себе без всяких усилий с твоей стороны. Знаете вы все некий секрет, но делиться их не хотите. Я ответил ей примерно так- да делаю я все это, но амплитуда движений у меня сведена к минимуму, но на это я потратил многие и многие годы. Но она меня не поняла, да видимо и не хотела понять.
  

                                                    Продолжение советов

Ну вот, Вы чему то уже научились в Сорочанах – пора бы поехать в горы. Вопрос – куда???  Тут советы давать очень сложно – все зависит от Ваших финансовых возможностей – можно и в Россию, в страны СНГ, или на запад. Честно, последний раз в горах «СНГ» последний раз я был в 1990г в Бакуриани. Покатались очень хорошо, но периодически отключали электричество и людей спускали с подъемника с помощью дизель-генератора. По отзывам знакомых, которые продолжают ездить в совковые горы, там ничего не изменилось с совковых времен – так что тут я вам не советчик. Мне удалось много где побывать, но если есть возможность – ехать нужно во Францию или в Австрию. Да, тут есть определенный риск – после этих двух империй горных лыж любые другие горы будут для Вас полным отстоем. Но и тут есть необходимость дать несколько советов. Куда поехать во Францию – это три долины (присно известный Куршевель), пространство Килли (Валь де Изер плюс Тинь), Лезарк – все остальное заметно хуже. В Австрии оптимальное место – Майерхофен – там очень весело, очень много русских и очень большая зона катания на любой вкус. Вам уже пора четко различать уровень сложности трасс – красная, черная, голубая, зеленая. Очень четкая маркировка трасс – это в во Франции, в Австрии могут и приврать. Красная трасса – это трасса для соревнований, которая соответствует всем критериям ФИС и хорошо подготовлена. Черная трасса – это красная, но неподготовленная трасса(вся в буграх). Голубая трасса – это то, что нужно для продвинутых лыжников, зеленая – для новичков, т.е. для Вас. Почему наши спортсмены в полном отстое – да потому, что даже на территории СССР красных (спортивных) трасс практически нет ( я знаю только одну – это трасса Талгар в Чимбулаке). Знаменитый Чегет на красную трассу не тянет. Сам я как лыжник вырос на Чегете – и что, будучи новичком на деревянных лыжах я спокойно спускался с Чегета с верху до низу. А вот 2-х километровая стена, которая разделяет Тинь и Валь де Изер – это уже настоящая чернота – там Чегет и близко не лежал. Так что до начала катания поизучайте схемы трасс и упаси Вас бог в Европе сразу лезть на красные или черные трассы – до этого нужно дорасти. Ремарка: в Сорочанах все трассы от силы голубые – никаких красных, а тем более черных,   
трасс там нет, и не может быть никогда. Если Вы научились спускаться по трассе в Сорочанах, которая на схеме помечена как черная, то упаси Вас бог сразу выехать на черную трассу в Альпах – Вы там можете остаться навсегда.

                                                    Продолжение советов

О контингенте катающихся на горных лыжах. Их можно разделить на три группы: чайники, продвинутые лыжники (эксперты),
бывшие спортсмены, которым эти лыжи за время занятий спортом окончательно не надоели.
По моим оценкам, примерно 87% катающихся на горных лыжах – это чайники, но разные – от людей, которые только встали на лыжи, до
матерых, которые могут кататься лет по 20-30. Вот в Европе горные лыжи очень популярны, но, не смотря на это общий уровень катания
европейцев довольно низкий. Если Вы увидите на склоне хорошего лыжника, то с большой долей вероятности это русский.
Мои советы – для новичков, которые только начинают кататься. Так что извините дорогой новичок, но Вы пока тоже чайник  и сколько
будете им прибывать, зависит только от Вас.
Приехав в горы, Вы попадаете в другой мир, в сказку. Для полного счастья каждый должен хоть раз в жизни съездить в горы. Да и
бог с ними, с горными лыжами. Но умение кататься на горных лыжах добавит Вам очень много дополнительного счастья.
Чего греха таить, для чайника собственно сам процесс катания на лыжах – это минуты мучений, которые надо пережить.
Сам через это прошел. Но если стать хорошим лыжником не получается, так стоит ли бросать  горные лыжи – конечно нет.
Во-первых, это активный отдых с приличными физическими нагрузками (куда лучше, чем валяться на пляже). Во-вторых, новые
впечатления, знакомства с интересными людьми, и многое другое.
Как ведут себя в горах продвинутые лыжники. Они, как правило, выбирают несколько склонов, адекватных их технике и текущей
физической форме, и в основном по ним и катаются. Хорошо зная, что такое горные лыжи и какие опасности с ними связаны, они
без нужды на трассы, превосходящие их возможности, стараются не лезть(так, если за компанию). Еще, они не любят поучать других,
если их об этом не просят.
Иное дело, некое довольно многочисленное подмножество матерых чайников. Я уже говорил, что они могут кататься лет 20-30,
крепко держатся  на ногах и много где побывали. Вот они, приехав в горы, должны обязательно объехать все черные трассы, зачастую
создавая там аварийные ситуации. Еще они любят поучать новичков и давать советы. А баек могут столько рассказывать, что мало не покажется. Типичная байка чайника – вот я столько лет мучился, катаясь на длинных лыжах, перешел на коротышки и увидел небо в алмазах.
Когда я скромно намекаю, что если ты мучился, то, наверное, кататься толком то и не умел – обижаются. И вообще, что-либо посоветовать
матерому чайнику – это нанести ему кровную обиду. Нужно ли их осуждать – конечно, нет, они нашли себя и счастливы. Удачи им.
Еще поговорим о рейдерстве и катании по целине. Сейчас это очень модно. Мол, катаясь по хорошим укатанным трассам адреналина
маловато.   
Ох, сколько баек можно услышать про целину. Все матерые чайники так просто влюблены в эту целину. Не слушайте их. По целине хорошо катаются только профессионалы, которые постоянно пребывают в горах(спасатели, инструкторы, спортсмены). Почему, да потому, что целина  - явление очень редкое. Вы можете 10 раз съездить в горы, но целину можете и не застать. После сильных снегопадов целина держится максимум дня 3, потом она превращается (если нет ратраков) в наст(корку), который может Вас просто удержать на поверхности, если Вы не делаете резких движений. Но после резкой закантовки эта корка провалится под Вами и Вы имеете хорошие шансы переломать себя ноги. Упаси Вас бог выезжать на такую целину.
А вообще катание по целине – это супер. Но забудьте про технику карв. Для целины нужна своя техника. Нужно из двух лыж сделать как бы монолыжу. Т.е. лыжи максимально сближены, задняя стойка, обе лыжи загружены равномерно. От косого спуска нужно «задрать» носки вверх – тем самым Вы будете уплотнять снег перед собой, создавая что-то типа трамплина, который вынесет Вас вверх и Вы как бы взлетите над снегом. Вот тут нужно не зевать и делать резкий поворот в стиле «современная Христиания» - т.е. энергичный сгиб и вращательное движение тазом. Не забывайте, что для этого нужна скорость и хорошая физическая подготовка. Катание по целине ужасно утомляет – уж очень большие нагрузки – зато кайф. Такую технику Вы можете часто видеть по ТВ – это могул. Мне повезло – приходилось попадать на целину , да и учителя были нормальные – так что кататься по целине я научился. Но не забывайте, что эти навыки весьма специфичные и легко забываются. Если после большого перерыва Вы снова попали на целину, то не гоните сразу, освойтесь, восстановите навыки, если конечно они у Вас были.  

     О рейдерах и рейдерстве
Давайте сразу – все ветераны – рейдеры. В старое время подготовкой склонов на горных курортах СССР никто не занимался. В первый раз я увидел ратрак в 1968г на Чегете. Но, такими глупостями, как подготовка склонов, этот ратрак конечно не занимался. Он выполнял гораздо более важные народнохозяйственные задачи – например, завозил ящики с водкой в кафе Ай. Подготовкой склонов начали заниматься лишь в 80-е годы, да и то не везде. Это Гудаури, Красноярск, Кохта-2 в Бакуриани( может и еще где-то). Сейчас рейдерство в моде. Стоит ли им заниматься – решать Вам. Лично я к рейдерству отношусь отрицательно. Помните, что если с Вами что-то случится на дикой трассе, то Вы создадите кучу проблем людям, которые несут ответственность за безопасность в горах. Удовлетворяя свою прихоть, Вы можете подвергнуть смертельной опасности спасателей.
Приходилось ли мне участвовать в сверх жестких рейдерских спусках – да было дело. В студенческие годы (а учился я с МГУ и уже очень прилично катался на лыжах) у нас была возможность съездить в Терскол на халяву и жить либо на базе МГУ в АЗАУ, либо на метеостанции на 3-ем Чегете. Но за халяву приходилось расплачиваться. Нужно было снимать показания приборов, предупреждающих о лавинной опасности, на сверх жутком северном цирке Чегета (это с 3-го Чегета сразу влево с выкатом на окраину Терскола).
Уж страху я там натерпелся по уши. Но самый запоминающийся и самый рискованный рейдерский спуск  был ночью по Эльбрусу с Мира до Азау.  
Помните, что если Вы неуверенно катаетесь на лыжах, не нужно лезть в рейдеры. Да и вообще – настоящие рейдеры это профессионалы, постоянно живущие и работающие в горах(например, терскольские спасатели). Если Вам не жалко себя, то пожалейте профессионалов, которые спасая Вас могут конкретно рисковать своей жизнью. 

                    О катании по льду
Еще раз хочу предупредить – мои советы для новичков. Опытные лыжники не должны воспринимать их на свой счет и считать, что я их поучаю.
Катание по льду – это высший пилотаж в горных лыжах. Но, в горах лед встречается гораздо чаще, чем целина. Особенно весной – накануне снег раскис, вечером его укатали ратраком, а утром голимый лед. Сразу хочу сказать, что если Вы не владеете техникой катания на кантах  - V-образным поворотом или техникой карв на нормальном склоне(без льда), то на лед Вам выходить рано. Если уж попали на лед, то используйте технику бокового соскальзывания( выше я о ней писал) – т.е. косой спуск до полной остановки, переступание и косой спуск в другую сторону. Таким образом, Вы участки льда спокойно и без риска пройдете.
Сразу хочу предупредить, что для уверенного катания по льду нужны спортивные (цеховые) лыжи. Даже профессионал на простеньких лыжах нормально кататься по льду не сможет. Как отличить спортивные лыжи от обычных ? На лыжах фирмы Volkl, на всех австрийских лыжах обычно присутствует специальная маркировка SL, RS. На французских лыжах есть маркировка EQUIP, на особо крутых может быть EQUIP de France. Если Вы посмотрите на скользящую поверхность лыжи, то на спортивных лыжах полоска канта гораздо уже , чем на обычных. Стоят такие лыжи гораздо дороже, чем обычные, но увы – на льду без таких делать нечего. Среди любителей распространены байки – мол де канты у меня тупые, поэтому на льду ничего не получается. Острые канты еще никому не мешали, но если провести ногтем по кромке канта и стружка срезается, то жить еще можно. Что самое главное при катании по льду – верный угол закантовки лыж. Причем на крутом склоне угол больше, на пологом, меньше. Выбор нужных углов закантовки – сугубо индивидуальный и зависит от морфологии Вашего тела. Для тренировок нужно выбирать коротенький кусок склона с хорошим выкатом. Помните, что даже легкое падение на льду может привести к печальным последствиям – Вы будете лететь с нарастанием скорости до первого серьезного препятствия и тут вам никакой шлем может и не помочь. Помните – недокантовка или перекантовка лыж в зависимости от крутизны склона – это гарантированное падение. К счастью, на льду инстинкт самосохранения у лыжников проявляется гораздо лучше, чем при катании по черным (бугристым) трассам. На черных трассах в горах чайников полно, но на льду обычно практически никого нет. Помню, в Майерхофене рано утром в отличную погоду трасса вдоль  подъемника  NEW PROJECT была в идеальном состоянии, но не белая, а голубая – голимый лед. Более двух часов я катался по ней в гордом одиночестве, народ начал появляться только когда поднялось солнышко и трасса размякла.     

 

                  Как вести себя в критических ситуациях??? 
Сразу хочу сказать, что такие ситуации мы создаем себе сами.
Чуть спокойнее – и ничего критического не будет. Хочу напомнить старинную пословицу
 «Хочешь мира, готовься к войне». Для горных лыж это означает то, что входит в арсенал спортсменов. Для новичков очень полезно научиться проходить коротенькие участки склона в стойке скоростного спуска( жесткая группировка и ничего не выступает наружу), а затем покататься по слаломной трассе. Вот сейчас с этим туго. Если в советские времена в горах, катаясь в группе с инструктором, элементы слалома всегда включались в программу обучения и смена на турбазе всегда заканчивалась шутливыми соревнованиями по слалому. Сейчас этого нет. Слаломная трасса учит Вас делать поворот не там, где Вам удобно, а там, где надо.
Первый совет – где бы Вы не были, всегда просмотрите трассу без включения скорости – т.е. хоть плугом. Если эта трасса соответствует Вашим текущим возможностям, то можете начинать гонять.
Второй совет – так уж получилось, что скорость Вы превысили и потеряли контроль над лыжами. Пример из собственного опыта – много лет назад я сдуру заявился на соревнования вне зачета  на трассу скоростного спуска на очень престижных гонках «Приз Кирова»  в Кировске. Верхнюю часть трассы с кромки плато Расвумчор я прошел очень хорошо, но плато на огромной скорости лыжи у меня перешли в вибрацию и контроль над лыжами я потерял. Что я придумал - мягко  выставил вперед и в сторону правую руку и изо всех сил вдавил наконечник палки в наст. Возникла центростремительная сила, которая увела мои лыжи с линии склона. Далее уже на том уровне моей техники все было очень просто. Боковое соскальзывание – и остановка. Сверхкритическая ситуация разрулена.

          Никогда не превышайте скорость
Если Вы на склоне один, то скорость – это Ваше личное дело. Но если Вы в зоне массового катания, то превышение скорости – прямая опасность для окружающих. На мой взгляд, если человек в зоне массового катания пытается спускаться на скорости, заведомо большей, чем позволяет его техника, то гнать его надо к чертовой матери. Тем паче молодые «бордеры» частенько катаются в изрядном подпитии и опасность от них больше, чем от пьяного за рулем. Расскажу об одном случае, который к счастью завершился без серьезных последствий и превратился в забавный курьез. Дело было на известной среди русских горушке Пенкен – в целом горка так себе и серьезных проблем не представляет. Есть там «красная» трасса  вдоль подъемника
New project. Ну, если и есть краснота, то лишь кусочек длиной метров 300. Но когда я первый раз подъезжал к станции подъемника - кстати подъезд очень удобный через кулуар - обратил внимание, что по верхней кромке стены кулуара натянута сетка(правда за сеткой дикий лес). Ну, думаю, совсем австрияки сбрендили – нормальный человек за эту сетку вообще не может попасть – ведь ниже почти отвесный борт высотой метра 3. А дикий рейдер вполне ее обойдет. Но через несколько дней я убедился, что не такие уж австрияки простачки. Стою я за железой оградой посадочной станции и вижу: матерый чайник летит на большой скорости к посадочной станции, контроль над скоростью потерян, по пути сбивает человек 5, причем одну даму серьезно. Непосредственно перед станцией были установлены два  транспаранта, предупреждающие о том ,что нужно тормозить. Какое там – снес этот «лихач» этим транспаранты и они вокруг него обмотались. Далее он взлетел по брустверу кулуара и со всего маху врезался в сетку и повис на ней. Буржуям опять все по барабану – ну висит себе и пусть висит. Я немного подождал и решил ему помочь – подошел, отстегнул и вынул из сетки лыжи – в это время подбежал разъяренный напарник сбитой дамы и стал что-то орать по-немецки. Я продолжил свою работу по выпутыванию этого бойца из сетки и вот он наконец смог повернуться к нам лицом: рожа –белая как мел и в красную клетку – т.е. рожей он тоже вмазался в сетку и поимел из-за этих кровоподтеков в клетку просто комичный вид. Будет ли ему это уроком?

                 О службе безопасности в Альпах

Много я видел трасс, на фоне которых Чегет отдыхает. Пример – черная трасса скоростного спуска в Хинтертуксе от ресторана Туксер до Ямы(там бывает много русских). Это настоящая спортивная трасса скоростного спуска(красная), но не отратрачена(в жутких буграх) и потому черная. Был там у меня случай – день кончается и нужно спускаться вниз по этой трассе. Ну, стартовал я с разгонной горки и сразу набрал приличную скорость. И тут перед собой я вижу хрупкую девушку, которая идет в прекрасном стиле карв. Запас скорости у меня был и я ее обогнал, но конец дня, ножки ватноватые и перед выездом на первый сверх опасный участок я тормознул, чтобы осмотреться. Далее, эта девушка лихо вылетает у меня из-за спины и сходу врубается на сверх узкую, сверх крутую, сверх бугристую трассу(вот тут Чегет отдыхает), и начинает как бабочка порхать по этим сумасшедшим буграм. Две «ошибки» у нее я заметил сразу – широкое ведение лыж и затянутая фаза поворота (ну она же карвер). И тут мне пришла в голову мысль – если она так допорхает до конца, то ничего я в горных лыжах не понимаю. Но ,увы – ее хватило примерно метров на сто. Дальше ее разбросало на буграх и тяжелое падение. Она валяется на трассе, а равнодушные буржуи на нее ноль внимания(хотя народу на трассе было много). У нас так не принято. Я подъехал к ней, спросил, как ты(по-английски) - у нее слезы текут. Я спрашиваю, нужен ли доктор – она кивает. Далее, я аккуратно отстегнул ей лыжи(крепления не раскрылись), оттащил ее в сторону от трассы, воткнул в ее лыжи в  снег, запомнил номер трассы и участка на ближайшей вешке(у них с этим хорошо). Затем я сделал то, на что не имел морального права – рванул вниз на всю катушку и просвистел все трассу без остановки. Подъезжаю к австрийцу на станции подъемника и говорю ему про ситуацию. Он достает рацию и что-то бормочет по-немецки. Я решил посмотреть, что будет, закурил сигарету – и когда я докурил- девушку уже в акье  спустили вниз. Спасатели сработали здорово, были одеты в специфическую одежду. Но, я ни разу не видел, чтобы во время катального дня они катались бы по склонам и следили за обстановкой. Может перед выключением подъемников они и проверяют трассы, но фоне буржуинского равнодушия сколько бы времени могла валяться на снегу в холод травмированная милая девушка.


      

               О рейтинге Подмосковных лыжных станций
Давайте сразу – это чисто личные впечатления и на абсолютную истину не претендуют. Но, может быть, кому-то и помогут.

Я отобрал станции по следующим критериям:
- промышленные подъемники
- наличие снежных пушек и ратраков
- современная инфраструктура (прокат, инструкторы, нормальная лыжная база, магазины, общепит)
Вот этот  список:

- Сорочаны
- Волен
- Степаново
- Яхрома
- клуб Тягачева

- Кант
- Узкое

Рейтинг решил сделать по 10-бальной системе. Критерии рейтинга:
1. рельеф и разнообразие склонов
2. качество подготовки склонов
3. общий уровень инфраструктуры
Итак, поехали:
1. рельеф и разнообразие склонов
    Сорочаны – 10
    Волен -8
    Степаново, Яхрома – 7
    Клуб Тягачева -6
    Кант – 5
    Узкое -2
2. Качество подготовки склонов
    - склоны 9, 10 в Сорочанах – 10
    - Клуб Тягачева – 9
    - Волен, Степаново, Яхрома – 8
    - Узкое, основные склоны Сорочан – 6
    - Кант – 4
3. Общий уровень инфраструктуры
    - Сорочаны -10
    - Степаново – 10+
    - Волен, Кант, клуб Тягачева – 7
    - Яхрома – 6
    - Узкое -1

Еще раз, это чисто личные впечатления и на объективность не претендуют. Почему за инфраструктуру у Степаново  - 10+. Конечно, в Сорочанах все классом выше, но в Степаново особый шарм, где душа отдыхает.      
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Посткриптум

 Вот уж не ожидал, что на таком крутом форуме Ski.ru моя статейка вызовет такой интерес. Приятно, понимаешь.
Вот и решил написать что-то вроде постскриптум и запихнул это в конец своей статью, чтобы не плодить новую. Внимательно почитал отзывы и сделал некоторые выводы. Почитайте, может мои соображения кому-то и помогут.
Давайте сразу, лично я считаю себя чайником. Все жизнь я тусовался в компаниях куда более сильных чем я горнолыжников и многому у них научился. Так что кого-то поучать я морального права и не имею.
Так, просто мысли и советы.
Начнем с того, а откуда в равнинной России вообще появились горные лыжи и стали так популярны. Вопрос конечно интересный. Насколько я знаю, в Россию горные лыжи пришли от альпинистов еще до войны.
Вот в 1968г. я в Терсколе познакомился с интересной компанией ветеранов-альпинистов, которые со всей страны приехали на юбилей – 25 лет снятия фашистских флагов с Эльбруса. Организовал все это тогдашний «хозяин» Чегета Малеинов. Много чего интересного они мне рассказывали за рюмкой чая в баре Иткола.
А вообще впервые горные лыжи я увидел в конце 1950-х в знаменитом Чернево, что в подмосковном Красногорске. И сразу ими «заболел». И начал сооружать себе что-то подобное. Лыжи – туристические «мукачи» с кантами, ботинки – ремесленные бутцы, пропитанные парафином, крепления – самодельные, сделанные из алюминиевых пластинок, купленных в магазине Пионер. А потом я имел неосторожность закончить школу с золотой медалью и поступить в МГУ. Вот мои родители и расщедрились и подарили мне настоящий комплект горнолыжного снаряжения, а лыжи были «Слалом» - русская копия австрийских «Кестле». Вот так и понеслось и поехало.
Долгое время горные лыжи были в России экзотикой. Мало нас было. Вот вспоминаю, что в начале 1970-х в середине дня иногда я мог спуститься с Чегета  в середине дня до самого низа и не встретить на склоне вообще ни единого человека. Все «тусовались» на 3-м Чегете, загорали, катались на маленькой типа подмосковной горке и поднимались ножками. А что, красиво, понимаешь.
А потом пошло, поехало. Количество любителей горных лыж стало нарастать как лавина. И во второй половине 1980-х горные лыжи из процесса катания превратились в процесс «стояния» в очередях на подъемник. В последний раз я был на Чегете в 1986 г. Жили мы тогда в Азау и «катались»(вернее, стояли в очередях) на Мире. И вот решили съездить на Чегет. Встали рано и были на чегетской поляне где-то в 8.30 утра, а подъемники запускались в 9.00. Так вот, на верху мы были где-то в 13.00. Ну какое же это катание. И я серьезно задумался, а не бросить ли это глупое занятие. А потом произошли известные события, крах СССР и социализма, на некоторое время о развлечениях типа горных лыж пришлось забыть. Но судьба перетасовала карты Таро и появилась у меня возможность ездить в Альпы. Было это в 1993 г. Кстати, я не барыга и не бизнесмен, а просто очень приличный программист. Просто я нашел себя в очень крупном российском банке, где были правильные хозяева, которые ценили профессионалов по достоинству. Да, нынешний «олигарх» Прохоров тогда еще варил джинсы, а я уже поехал в 3 долины. Причем турагенств как таковых тогда еще и не было. Просто по работе в советские времена у меня были серьезные связи с французами, в новое время у них появились интересы в России, я им помогал как мог. А взамен они мне и организовывали поездки в Альпы.  

Вот именно в Альпах я и понял, что такое настоящие горные лыжи, это которые может быть и не являются счастьем, но вполне могут заменить его.
В первую же поездку я нашел самую любимую для себя трассу – это олимпийская трасса женского скоростного спуска в Мерибеле.
Правда, я там чуть не разбился насмерть, но об этом ниже.
Пора уж переходить к советам что ли.
Итак, если уж Вы любите горные лыжи, то надо обязательно съездить в Альпы. Именно там Вы поймете, что это счастье.
Вопрос, куда, когда и в какое время.
Сам я бывал неоднократно во Франции, Австрии. И еще за компанию
по одному разу на недельку в Андорре и в Червине (это в Италии).
Итак, на сколько. Да, нынешние богачи могут вообще жить постоянно в Альпах, но не о них речь. Для простого человека это неделя или две. Однозначно выбирайте две недели. При поездке на неделю Вы имеете хорошие шансы вообще не покататься из-за плохой погоды или отсутствия снега. Тем паче двухнедельный тур стоит уж не в два раз дороже недельного. В двухнедельном туре 13 катальных дней. И лучше покупать скипас 10 из 14. Это и дешевле, да и отдохнуть денек надо, а то и переждать плохую погоду. А если хорошая погода, то можно купить разовый скипас на вторую половину дня и покататься эдак часа три за полцены.
А теперь куда ехать. Мой совет – это ледники(глетчеры). Уж там то катаются круглый год и проблем со снегом заведомо не будет. Где я бывал. Это Тинь, Лезарк во Франции, Капрун, Хинтертукс, Штубай в Австрии, Червина в Италии. Сразу скажу о глетчерах Капрун и Червина. Трассы там конечно классные, но зоны катания относительно небольшие – это снежные цирки, где все трассы сходятся практически в одно место и в нижней части толчея, очень много народа, так что погонять не удастся. А остальные – супер.
Но однозначно мой выбор это Тинь, а конкретно Тинь ле Лак. Представляете, вот выходите Вы из отеля, пройдете всего несколько метров до станции подъемника, поднимаетесь и далее можете спуститься уже в Валь де Изер по знаменитым трассам критериума первого снега
OK,Orange, если конечно техники хватает, да и смелости что ли.
А теперь когда ехать. Мой выбор – конец марта. В это время тепло, солнце и знаменитый горнолыжный загар.
Ну пора уже переходить к старческим маразмам. Начнем с техники катания и лыж. Так какие же у меня лыжи и какая техника. В последние 30 лет у меня были только спортивные(цеховые) лыжи длиной в диапазоне 190-200 см.  это при моем росте 170 см.Сейчас мои боевые лыжи это
Volkl P50 длиной 193 см. Это конечно уже карвы с платформой, но можете представить какой у них радиус поворота. А техника, так у меня их три. Боевая техника для хороших склонов – это смесь классического V-образного поворота и карва. Т.е. я не делаю уколов палками, внешний кант внутренней ноги подгружен, но не очень сильно, основная нагрузка на внешнюю ногу. И если я вижу перед собой широкий, укатанный, длинный, безлюдный склон, то перехожу на чистый карв. Кайф фантастический, но можете представить какие у меня радиусы поворота и скорость на карвах длиной 193 см.
Далее, это современная Христиания(синонимы – годиль, могул). Это техника для разбитых, бугристых склонов. Давайте сразу, в зонах массового катания хороший склон бывает только утром. Потом уважаемые матерые чайники и бордисты его быстро портят и мы имеем состояние склона в виде проплешин, пробитых до материкового льда, и сугробиков из «соскребанного»  снега(бугров пока еще и нет). Уж там чистый карв не катит. На сугробиках  резанный поворот не идет, цепляться не за что. Вот тут я и включаю годиль(могул). Ну и целина, там у меня своя техника, которая сугубо индивидуальна и советовать я здесь наверное уже и не могу.
Вообще, к трудящимся массам технические новинки приходят из спорта. Некие звезды интуитивно что-то придумывают, а уже потом тренеры это систематизируют, обобщают, пишут методики.
Технические новинки – это удел великих. Кого я могу назвать. ЭтоТони Зайлер, Килли, Стенмарк, наш Жиров. А вот автора карва я пожалуй и не назову(ну не знаю). Но если говорить о спорте, то время карва уже прошло. В 2009 г. я посмотрел по ящику первенство мира в Валь де Изере и этап кубка мира по параллельному слалому в Москве . Здесь уже были серьезные трассы и уж не под геометрию коротышек-карвов. И что мы видим, голимая классика с «демонстративным» приподниманием внутренней ноги в поворотах( а иначе нельзя, не впишешься в ворота). Так что же, умрет ли техника карв. Да нет конечно. По себе знаю, высший кайф - это от карва, если склон позволяет. Вот ведь жив до сих пор поворот «телемарк». Сам я иногда видел в Альпах крутых телемаркистов – красиво ужасно.
Так что горные лыжи неисчерпаемы. Вот появится новая звезда, что придумает в техническом плане и опять смена моды. Может опять длинные лыжи и какой-то новый стиль поворота.
Ну и мои нудные советы новичкам. Да, на коротышках кататься легче. Быстрее можно научиться. Да и карв в освоении легче, чем классика.
Но коротышки и карв серьезно ограничивают Ваши возможности.  Все будет хорошо на не очень крутых, хорошо подготовленных склонах. Я думаю, никто не будет и спорить со мной. Заложить длинную широкую дугу на коротышках невозможно в принципе. Так что придется Вам частить и вихляться, что отнимает немало сил. А в горах на высоте в районе 3000 м. сколько же Вы сможете пройти без остановки, да метров 500. Так что мои советы новичкам:
- берите лыжи длиной в свой рост
- изучайте сначала классику. Изучите, на карв перейдете легко. По себе знаю.
Ну и об опасностях в горных лыжах. Многие, кто прочитал мою статью, отмечали, что я вроде как опасность сильно преувеличиваю. И аргумент, мол сколько же людей гибнет в автокатастрофах. Что же теперь на автомобилях не ездить. Вопрос конечно интересный. А сколько в мире автомобилистов, да наверное счет идет на миллиарды. Ну уж людей, систематически катающихся на горных лыжах куда как меньше. Да и у меня среди знакомых автомобилистов во многие разы больше, чем горнолыжников. Так вот, из знакомых автомобилистов у меня погиб в автокатастрофе только один. А из горнолыжников 4, причем двое на моих глазах. Причины есть как объективные, так и субъективные. Вообще, горы – это места с повышенной опасностью. Главная опасность – это лавины. Число жертв этой белой смерти огромно. Поэтому, бывая в горах, упаси Вас бог приближаться к местам, где выставлены знаки лавинной опасности. И вообще кататься в горах в плохую погоду при сильном ветре и снегопадах лучше не стоит. Лучше уж в баре посидеть.
А главная субъективная опасность – это превышение скорости. Да и с автомобилями то же. Чем выше скорость, тем выше требования к технике. Как говорится, не умеешь, не обгоняй. Поэтому не надо понапрасну рисковать, не надо лезть на склоны, не адекватные Вашей технике и физической форме.
Ну и в заключение некий эпизод из моей жизни. Много лет назад мы были на сборах в Кировске. И решили поехать покататься по насту с плато Расвумчор вдоль автомобильной дороги на рудник. Катание отличное, но вдруг резко испортилась погода. И наш лидер, который хорошо знал эти места, принял решение – идти на лыжах пешком через плато к Кировску. Ну и пошли. Ужасный ветер, снег, видимость почти нулевая. И вдруг видим впереди некоего одинокого человека. Похоже, он полностью потерял ориентацию и если бы не мы, то наверняка остался бы здесь навсегда. Подходим поближе, и что же. Мать моя, так это же знаменитый Визбор. Ну что, взяли мы его в свою команду и благополучно спустились в город. И вечером он нам пел в гостинице Хибины свои песни. Да, тесен наш мир.
Вот молодежь может и не знать, но именно Визбор сочинил наш гимн что ли. Это Домбайский вальс. Кто не слышал или забыл, скачайте, послушайте.

Если хватило сил дочитать до конца, можете скачать текст       Ski.doc

Ну скачайте и послушайте домбайский вальс Визбора      Домбайский вальс -МП3

Сайт создан в системе uCoz