Семейная бухгалтерия - автоматизация
  На главную страницу Сайта

Для тех, кто захочет сразу поставить программу и не читать мою нудную писанину, спускайтесь ниже по страничке.
Как поставить,
выделено  синим цветом, а уж потом в самый конец на ссылку для скачивания.


        Начну с того, что означает в данном случае семья. Это некое сообщество людей,
объединенных какими-то общими интересами и целями, в том числе и совместным ведением
бизнеса. Но эта семья не является юридическим лицом в традиционном понимании. Т.е. эта
семья не может взять на себя кредит или открыть счет в банке, хотя отдельные члены семьи
и могут. Это может быть традиционная семья(муж, жена, дети),расширенная семья,
включающая в себя родственников, друзей и т.д.Бывает, что такая семья представляет из
себя очень мощную "ячейку" общества. К примеру, семья Дженовезе в США(Вито Дженовезе -
реальный прототип знаменитого крестного отца Дона Корлеоне). Роль этой семьи в экономике
США пожалуй повыше будет чем у корпорации ФОРД. Нужно ли такой семье учитывать и
анализировать свои финансовые потоки, наверное, да. А тут и до автоматизации не далеко.
Конечно, это не официальная государственная бухгалтерия, главная цель которой это
"обложить" своих граждан налогами по максимуму. Это чисто внутренний учет, который может
быть гораздо жестче и точнее, чем "официальный". И "официальные" бухгалтерские программы
здесь не нужны, нужно что-то свое, оригинальное. Вот я и затеял написать программу,
которая может в дальнейшем стать ядром именно для автоматизации не "официального", а
реального учета.
   Возьмем простейшую семью - муж(наемный работник с небольшой зарплатой),
жена(домохозяйка, занимающаяся детьми и не работающая). Нужен ли такой семье учет, да
еще с автоматизацией. Пожалуй, нет, а, впрочем многие его как-то ведут. Давайте
представим, что учет вести решили, для начала, в тетрадке что ли. Наверное, это будет
выглядеть примерно так:


№    Дата             Наименование               Сумма   Остаток   Долги    Остаток долга
1    1.08.2009    Получил зарплату- муж    15000     15000       
2    2.08.2009    Взяли в долг                       10000      10000    10000
      3.08.2009    Купили продуктов             500          14500       
3    5.08.2009    Отдали часть долга            1000                                               9000

   А Вы знаете, примерно такой учет ведут даже в диких магазинчиках, где продавцы -
гастарбайтеры фиксируют каждую продажу. Вы обратили внимание, что сумма операции как бы
записывается дважды. Казалось бы, это очевидно, но именно на этом и построена основа
любой бухгалтерии - знаменитая двойная запись, которую придумал более 500 лет назад
итальянский монах Лука Пачолли, который вел учет в своей семье-монастыре.
   В 21-веке вести учет просто в тетрадке уже не модно. И для автоматизации этого процесса
используют электронные таблицы - знаменитый Excel. Очень во многих случаях этого и
хватает, каких-то программ и не нужно. Возьмем сегодня любую коммерческую структуру.
Не будем лукавить, в белую, там показывают только маленькую часть реальных операций
через официальную бухгалтерию. Есть там "черная" касса, где и отражается реальный учет.
Официальный бухгалтер фирмы об этом может и не знать. Ведет такой учет в Excel
совершенно другой человек. А кому же нужны плоды труда официальной бухгалтерии.
Да только государству в лице налоговых органов. Вы думаете, хозяин фирмы что-нибудь
понимает в той отчетности, которую ему делает за немалые деньги "официальная"
бухгалтерия. Да ни в боже мой. Более того, даже профессиональный бухгалтер зачастую мало
там чего понимает. Покажите ему официальную отчетность другой фирмы и попросите дать
заключение о ее финансовом состоянии. Да не даст он такого заключения, потому что сам
делает ее на основе жестких правил, особо и не вникая, зачем и для чего это нужно.
   В среде профессиональных бухгалтеров считается высшим шиком умение "читать" баланс,
не все умеют это делать. А на хрена тогда этот баланс вообще кому-либо нужен.
Но на малый и средний бизнес эта официальная бухгалтерия давит тяжелыми гирями.
   А можно ли вообще реально контролировать коммерческие фирмы и следить за "правильностью"
уплаты ими налогов. Да, пожалуй, и нет. Для этого нужно чуть ли не к каждому магазинчику
приставить "смотрящего", который должен контролировать, а весь ли оборот отражается в
официальной отчетности. Это сколько же нужно таких людей, причем не "больных"
коррупционной составляющей. Вот и получается, что нормальные коммерческие фирмы
официально показывают лишь часть оборотов, платят налогов столько, что бы к ним не
приставали. А в налоговых инспекциях скапливаются мегатонны макулатурной бумажной
отчетности, которую и смотреть то никто и не будет. А все потому, что наши власти не
понимают или не хотят понимать, что такое малый и средний бизнес. В цивилизованных
странах не так. Вот в США есть много разных форм организации малого бизнеса, последней
ступенью которых являются LLC-OOO. И у нас подавляющее большинство коммерческих структур
это ООО, даже есть много банков в форме ООО. Но у них такие ООО не являются напрямую
объектами налогового учета. Они не регистрируются ни в каких налоговых инспекциях и не
платят как "юридические" лица вообще никаких налогов. Да и с какой стати. Источниками
капитала для ведения бизнеса у них являются либо собственные средства участников, либо
заемные средства(кредиты). Полученный доход они вкладывают только в развитие бизнеса
(а это затраты и из налогооблагаемой базы исключаются) и на зарплату сотрудникам. А вот
уже сотрудники платят налоги со своих доходов как физические лица. У нас же доходит до
маразма. Вешают на малый и средний бизнес Единый социальный налог. А с какой стати. Ведь
бизнесмен дает людям работу и средства к существованию, его за это поощрять надо, а не
налогами обкладывать.
   Другое дело - крупный корпоративный бизнес в форме Открытых акционерных обществ.
Вот тут совершенно другая ситуация. Эти хлопцы "привлекают" без всяких гарантий капиталы
для ведения бизнеса от простых граждан, впаривая им свои акции через "народные" IPO.
Вот купил некий чел такие акции и что он с этого поимеет. Дивиденды - это если компания
заведомо прибыльная и честно показывает свою прибыль, полностью уплачивая с нее налоги.
Да где же такие компании найдешь, особенно у нас, где уход от налогов - основа
"профессиональной деятельности" топ- менеджеров. И сидит такой чел со своими
бумажками-акциями не солоно нахлебавшись. Захочет он от акций избавиться, так, кто же их
купит. Тут никаких гарантий нет вообще. Вот если чел положил свободные денежки в банк
на депозит, а банк лопнул, то у него есть хоть и призрачные, но юридические основания
хоть часть денежек вернуть. А с акциями нет - никаких юридических гарантий как-то
"ликвидировать" свои акции у него нет. Так что для простого чела и акции знаменитого
АО МММ, и акции, к примеру, Газпрома это одно и то же. Имея на руках такие акции,
у частного "инвестора" нет никаких гарантий в нужное время их продать. Это еще хорошо,
если чел приобрел такие акции на первичном размещении по подписке - этого нельзя делать
через биржи. На биржевых торгах обращаются только "вторичные" акции, уже ранее некими
лохами купленные. Вот тут то и выходит на арену "цивилизованная" мафия в лице трейдеров,
брокеров, управляющих компаний и прочего "криминального" элемента. Начинают они
завлекать лохов. Вот давай мы тебе купим некие акции, сейчас они дешевые, но мы точно
знаем, что скоро на бирже они подорожают, мы их продадим, и ты хорошо заработаешь. Вот
это уже явный лохотрон. В идеале если честная перспективная компания в форме ОАО и
разместила свои акции, на эти денежки сумела развить свой бизнес в форме производства
реального ВВП, то частные "инвесторы" тоже свое получат. Но на вторичном то рынке
никаких инвестиций в реальный сектор уже и нет. Денежки обращаются в узком кругу
криминальных спекулянтов и на производство реального ВВП абсолютно не влияют.
Так что доверчивые лохи, вкладывающие свои кровные денежки во "вторичные" акции никакие
не инвесторы, а потенциальные жертвы "профессиональных" лохотронщиков. Даже Казино на
мой взгляд более честный бизнес. Там человек точно знает, что его ждет. И если он
расчетлив, осторожен, не поддается неконтролируемому азарту, то может и выиграть,
а если проиграет, то знает - сам виноват.
Тем не менее, Казино - общественно осуждаемая сфера бизнеса, прижимают ее постоянно.
А лохотронщики- биржевики это "уважаемые" люди, VIP-персоны телевизионных программ -
парадокс, да и только.
   Чтобы хоть как-то обуздать такие ОАО и "примкнувших" к ним лохотрощиков- биржевиков,
их нужно очень жестко контролировать через систему "независимого" государственного
аудита конечно без всякой коррупционной составляющей. Разрешение Эмиссии акций -
только после очень серьезной проверки, конечно не на уровне наших налоговых инспекций.
А ведь это реально. Таких ОАО у нас немного, и вполне государству по силам такой орган
создать.
   А теперь немного о налогах. Существующая у нас система налогообложения и контроля
ничего кроме смеха не вызывает. На государственные денежки содержится огромная армия
этих налоговиков и сопутствующих структур тип УБЭП и т.п. А толку то что. Ведь разве
что только инопланетянин не знает, что "правильные" налоги у нас никто не платит.
Платят по- минимуму, чтобы не приставали. Отсюда и постоянные проблемы - не собираются
налоги в нужном количестве, да при такой системе и никогда не будут собираться. Систему
нужно кардинально менять. Разумно иметь два налоговых кодекса - один для бизнеса,
работающего на чужие привлеченные  деньги. Это банки(работают на деньги от депозитов,
от остатков на расчетных счетах клиентов), ОАО(работают на деньги от размещения акций
без всяких гарантий). Ведь такие конторы - основные поставщики налогов в бюджет,
их мало и кодекс для них должен быть очень жестким, в соответствии с текущими
потребностями государства.
   Второй кодекс - для физических лиц. Конечно, о плоской шкале налогов и речи не может
быть. Налоги должны быть жесткими для богатых и щадящими для бедных.
А вот малый и средний бизнес, работающий на свои деньги или заемные деньги(за которые
такой заемщик может отвечать не только всем имуществом, но зачастую и жизнью) от
налогов нужно вообще освободить. А заодно и от всякой отчетности, официальной
бухгалтерии и прочей мути. Представим, что это произошло. Останется небольшая структура,
контролирующая ОАО, банки. А всех остальных нужно разгонять. Какая будет экономия для
государства - огромная. Не нужно будет содержать всю эту огромную инфраструктуру в виде
непосредственных работников налоговых органов и сопутствующего элемента, придумывающего
всякие планы счетов, формы отчетности, ведущего "научные" исследования и занимающегося
разной прочей мутью. А сколько высвободится помещений, которые можно выгодно продать.
Конечно, без работы останется целая армия никчемных людей, но это их проблемы. Ведь вот
закрывают у нас предприятия, производящие реальный ВВП(как в Пикалево и других места),
и ничего терпят как-то, хотя это прямой вред будущему государства - теряем мы
производственную инфраструктуру и квалифицированные кадры. А потеря армии клерков,
ничего не производящих и только собирающих коррупционную дань с малого и среднего
бизнеса ничем и не грозит. Пусть меняют "профессии" и идут работать в реальный сектор,
где производят реальный ВВП.
    Надо понимать, что малый и средний бизнес для государства - это не источник налоговых
сборов, а реальные люди, которые работают и не клянчат у государства. Именно они залог
стабильности и процветания государства в целом, это будущий реальный, а не коррупционный
средний класс.
Будет ли это сделано. Скорее всего, нет, хотя без этого России конец, эдак года через
два(ведь кризис же, да еще мировой). А пока в каких-то новых оригинальных бухгалтерских
компьютерных программах и нужды то особой нет. Будет вешать свои гири на малый и средний
бизнес знаменитая 1С. Заметят, что продажи и плата за сопровождение падают, через свой
родной Минфин внесут чуток изменений в отчетность, к примеру, поменяют местами несколько
строк в счете-фактуре. По делу это и не нужно, но тут же всем нужно будет программу
обновлять(как же, отчетность не принимают !!!) и потечет ручеек денежек в карманчик 1С
и связанных с ней "государственных" структур.

Ну и заключение моего "болтливого" экскурса в общие вопросы хочу все-таки сказать, что в моем понимании означает "СЕМЬЯ". А это просто предприятие малого и среднего бизнеса,
работающего в нормальных условиях, о которых я выше так нудно рассуждал. Ну и обычная
семья тоже, для тех, кто  все-таки решится вести учет своего семейного бюджета на
компьютере.

Ну что, пора переходить уже собственно к программе.

1. Программа абсолютно бесплатна.

2. Программа по размеру очень маленькая, практически не требует специальной инсталляции
и может работать под любой версией WINDOWS(конечно, уж не самой древней) практически на
любом компьютере - ресурсов много не отжирает. Единственное пожелание это монитор
разрешением не менее 1024Х728, иначе некоторые формы не будут сразу полностью видны на
экране. Ну, сейчас мониторов с меньшим разрешением наверное уже и не осталось. Маленький
нюанс - на компе должен быть в  Windows шрифт MS Sans Serif  русский, иначе при вызове календаря
дни недели (Пон, ...) могут отображаться кракозябрами. Но такой шрифт есть практически везде, да и
работе это не мешает. Если уж такое произошло, сделайте небольшую правку в реестре WINDOWS,
это Вам поможет, если и в других программах у Вас появляются кракозябры:
В разделе реестра [HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\Control\Nls\Codepage]-отредактировать

"1250"="cp_1251.nls"
"1251"="cp_1251.nls"
"1252"="cp_1251.nls"
"1253"="cp_1251.nls"
"1254"="cp_1251.nls"


3. Вы скачаете программу в форме ZIP-архива. Далее, нужно создать на любом диске(хоть на
флэшке) папочку, к примеру, с именем LSGconta, и раскрыть в нее содержимое ZIP-архива.
Вы увидите три файла: маленький файл FNM, в котором хранится "путь" к базе данных, файл
LSGconta.exe - исполняемый модуль размером примерно 660Кб, и файл bdb.tps - это база
данных, в которую я уже разместил некий шутливый маленький контрольный пример, который
Вы потом можете удалить в штатном режиме удаления записей.
Далее, запускаете exe-файл и программа заработала. Начинать нужно сразу с того, что
нужно указать путь к файлу базы данных. Это важно, т.к. программа может работать и в
сети, при этом файл базы может быть размещен на одном из сетевых компьютеров(сервере),
к которому Вы имеете доступ. Важно, что файл FNM,в котором хранится этот путь, должен
быть в рабочей папке программы(там же, где и ехе-файл).Сделать это нужно через пункт
меню установки - путь к базам данных. По умолчанию у Вас там записано
     c:\Lsgconta\bdb\
Это значит, что папку с таким именем Вы должны заранее создать.
Внимание!!! нужно создать именно папку c:\Lsgconta (или другую). Приписка  \bdb\  чисто
логическая и физически такой подпапки быть не должно. Если заведете папку с другим именем, то
в настройках "путь к базам данных"  просто припишите справа к имени папки \bdb\ , а физически
такую подпапку не создавайте.
Далее, если Вы назвали папку по-другому и на другом диске, то поменяйте и сохраните.
Если Вы решили работать в сети, то путь нужно задать примерно так:
     \\server\c\lsgconta\bdb\
где server - имя удаленного сетевого компа, с - диск на сетевом компе, lsgconta - папка
на сетевом компе. Конечно на сетевом компе эта папка должна быть расшарена(открыта) для
полного доступа. Делайте это аккуратно, иначе базу не увидите и в систему зайти не сможете,
будет ругань на пароли, а ведь они в базе данных.
Еще раз ВНИМАНИЕ!!!  Такая схема нужна только для указания размещения базы данных bdb.tps.
Т.е. именно там и должен сидеть  этот файл. А программа может сидеть в любой папке на локальном
компе. Но там должен сидеть ( вместе с exe-файлом) и файлик FNM - именно в нем и хранится
путь к базе данных на удаленном сетевом компе.

4. Далее, можно запускать собственно программу из пункта меню "небольшая программа:".
Программа спросит у Вас код и пароль, их нужно ввести. Для начала Вам дается две пары:
 код: 1  пароль:  1
 код: 2  пароль:  2
Потом можете поменять. Вам далее откроется основная форма программы, где Вы
в "забавной" форме увидите все функции программы - все очень наглядно.  

5.Начинать надо с задания паролей через иконку "управление доступом".Здесь приоритет
имеет пользователь с кодом 1. Только он видит всех пользователей и может изменить их
пароли. Остальные пользователи видят только свой код и пароль и могут пароль поменять.

6. Далее, нужно завести некоторые справочники. Начинать надо с сотрудников(участников).
Здесь и далее алгоритм простой - Вы видите перед собой таблицу, в которой часть данных
отражена. Полная информация раскрывается в форме для ввода-корректировки данных. Внизу
таблицы Вы видите кнопки "добавить", "изменить", "удалить", да еще кнопку "выбрать", но
об этом ниже. Жмете на кнопку, и появляется форма, в которую Вы и вводите данные.
Сотрудники(участники) - это члены семью, может быть даже какие-то фирмы и т.д. Место для
описания в форме хватает. Очень интересный нюанс, который Вы редко где увидите. Вы
можете ввести фотоизображение, "прилепленное" к сотруднику(просто фото, карточка с
образцами подписей, печатей и т.д.). Конечно, Вы такие изображения должны заранее
подготовить в одном из популярных форматов: BMP,JPG,GIF и т.п. С помощью кнопочки Вы
можете выбрать это изображение из указанного Вами места(стандартный диалог Windows).
Конечно, Вы можете и удалить, и заменить изображение. Формально, ограничений на размер
изображения нет, но не увлекайтесь слишком большими, ведь будет раздуваться объем базы
данных. Далее, Вы имеете возможность быстро искать нужную информацию по фрагменту
текстового поля. Это моя "фирменная" технология, нигде такого не видел, но подробнее о
этом при описании работы с журналом операций.
    Далее Вы должны также завести некоторые стартовые данные о контрагентах(поставщиках,
продавцах, покупателях, прочих бизнес- партерах), группах товаров( к примеру, одежда,
наличные деньги и т.д.), товарах и услугах. Вот здесь уже появляется необходимость в
кнопочке "выбрать" - в форме для ввода данных о товарах Вы увидите кнопочку, через
которую вызывается список групп товаров и Вы должны в этом списке "привязать" товар к
нужной группе с помощью кнопочки "выбрать". Это стандартный способ в моей программе и
широко используется везде для связывания различных таблиц базы данных друг с другом(на
языке программистов это отношения один ко многим, многие к одному и прочая муть, Вам об
этом думать не нужно).
    Заводить сразу все информацию и не нужно. Вы можете добавлять данные по мере работы при
ведении журнала операций, где и отражаются все Ваши коммерческие сделки(делаются
бухгалтерские проводки).

7. Особое внимание нужно уделить заполнению справочника "Статьи учета(план счетов)".
Именно здесь Вы должны создать свою бизнес-модель, грамотно ориентированную именно на
Ваши потребности. В официальной бухгалтерии Вам план счетов навязывают сверху, львиная
доля этих счетов Вам и не нужна, а вот нужных может и не быть. Здесь нужно провести
небольшой ликбез что ли. А именно, что такое Актив и Пассив, Дебет и Кредит. А Вы
знаете, многие профессиональные бухгалтера это понимают весьма слабо, а то и вообще не
понимают.
    Актив - это то, что позволяет Вам вести бизнес и непосредственно задействовано в
бизнес-процессе. Именно Актив имеет реальную потребительную стоимость и в конечном
итоге приносит прибыль. Это конечно, в первую очередь деньги. Это и так всем ясно.
Но это и инструменты, какое-то оборудование, собственные или арендованные помещения.
А также  одежда, оплата ЖКХ, развлечения и т.д. Вот тут то и возникает непонимание.
Вот купили Вы, к примеру, костюм. Что это - Актив или Пассив. Большинство обывателей
конечно, назовут это Пассивом, как же, ведь денежки потрачены. Но это именно Актив,
т.к. этот костюм помогает Вам работать и зарабатывать, ведь нельзя же без костюма.
Просто при учете такой операции Вы уменьшаете Актив - деньги и увеличиваете Актив
"производственная необходимость" что ли. А бухгалтерская проводка выглядит так
  Дебет(счет- затраты на одежду) --- Кредит(счет- касса)
Но для того, чтобы приобретать Активы, нужны средства-источники. А где их взять.
Это может быть уставный капитал(общак) Вашей семьи - при создании семьи участники
скидываются и вносят какие-то стартовые денежки в общак. Далее, это могут быть и
заемные средства - кредиты в банке, денежки взятые взаймы и т.д. Вот это уже
Пассивы -т.е. Ваши обязательства. Вот решит некий член семьи из нее выйти - внесенные
им в общак стартовые денежки придется вернуть, так же и кредит нужно возвращать.
Такие операции отражаются примерно такими бухгалтерскими проводками
    Дебет(счет кассы) --- Кредит(счет уставный капитал-общак)              
    Дебет(счет кассы) --- Кредит(счет ссудной задолженности перед банком)
    Кредит(счет кассы) --- Дебет(счет общак) - кто-то решил уйти из семью и забрал свои
                                               денежки из общака
    Кредит(счет кассы) --- Дебет(счет ссудной задолженности перед банком)
                                           вот вернули банку кредит
Далее, ясно, что на активном счете( к примеру, касса) не может быть
отрицательного(кредитового) остатка, а на пассивном счете не может быть
отрицательного(дебетового) остатка. Если такое "случается", то наступает Овердрафт,
т.е.  к примеру, из кассы "выдали" деньги, которых там реально и не было.
Хорошая бухгалтерская программа не должна этого допускать - нельзя в ней сделать
такую проводку. Хотя бывает, сам видел и не один раз. Ясно, что по-делу, счета должны
быть либо активными, либо пассивными. Хотя "существуют" и смешанные "активно-пассивные"
счета, это характерно для бухгалтерий фирм, предприятий. Это, как правило, разные там
прочие дебиторы - кредиторы. В 1998г. в новом плане счетов для банков такие счета были
запрещены, что совершенно правильно. А для прочих предприятий остались, что дает
возможность махинаций и вообще приводит к неразберихе.
Далее, существуют такие понятия как аналитический и синтетический учет. Аналитический
учет - это когда каждая сделка-операция привязана к конкретным участникам. Вот, к
примеру, купил некий член семьи Шлямбер Исаак 10кг. Мяса за 2000 руб. для нужд семьи.
В аналитическом учете эта операция отражается следующим образом:
          Кредит(счет кассы) --- Дебет(личный счет Шлямбера Исаака)- сумма 2000руб.
Синтетический учет, это когда операции привязываются к относительно небольшому
количеству обобщенных счетов. В синтетическом учете такая проводка выглядит примерно
так:
          Кредит(счет кассы) --- Дебет(счет затрат на питание)- сумма 2000руб.  
В банках применяется только аналитический учет, а вот на предприятиях в официальной
бухгалтерии пока еще синтетический. Конечно, синтетический учет намного проще, но
точность и достоверность его невелика. Для ведения аналитического учета нужны очень
мощные компьютерные программы, которые стоят во многие разы больше знаменитой 1С. Но
ведь синтетического учета для успешного ведения бизнеса явно не хватает. Ведь любая
коммерческая фирма должна точно знать, от кого конкретно и когда получены деньги,
и кому конкретно уплачены деньги. Ведь на практике есть очень много операций с
отсрочкой платежа(учет по факту отгрузки). И в программах для официальной бухгалтерии
идут на всякие ухищрения, заводят справочники партнеров и при исполнении проводок
"привязывают" операцию к конкретным партнерам через ссылки на справочники, причем
точность привязки зависит только от аккуратности бухгалтера и никак не контролируется.
И если партнеров много, то возникает полная каша, частенько операция привязывается
совершенно к другим партнерам. Ведь в справочнике партнеров нужного партнера нужно
еще и найти, а делается это чисто визуально как бог на душу положит, точных методов
поиска нет. А вот в моей программе есть, такого я еще ни у кого не видел.
Конечно, лучше вести аналитический учет, но он гораздо более трудоемок и стоит очень дорого.
В моей программе Вы сами формируете план счетов и можете заводить как аналитические,
так и синтетические счета, 9 знаков для номера счета более чем достаточно, до 1998г.
в банках именно так и было - номер счета до 9 знаков.
Итак, Вы заводите счет. Нужно задать его номер, тип - активный или пассивный,
наименование счета, валюту счета. Да, моя программа умеет работать с валютой и делает
это четко, но немного не в рамках официальных правил, но об этом ниже. Программа
позволяет работать с 6 валютами: RUR-российские рубли, USD - американские доллары,
EUR-евро, GBP - британские фунты, JPY - японские иены, CHF-швейцарские франки. Я думаю,
того более чем достаточно. И тип счета, и валюта, да и многое другое в моей программе
выбирается через радио-кнопки мышкой - руками вводить ничего не надо. Далее, я добавил
еще одну характеристику счета, которая используется в банках, но не используется в
обычной бухгалтерии. Это типы активов и пассивов по критериям ликвидности и срочности.
Это потом позволит быстро рассчитывать некоторые показатели-нормативы, по которым можно
в целом быстро оценить текущее состояние Вашей семьи-организации. Вот в банках эти
нормативы жестко спускаются сверху и за их нарушение лицензии у банков и отбирают.
А так вещь полезная, Вам может понравиться, тем паче ничего для этого делать и не надо.
Программа сама все посчитает.
Итак, Вы должны будете для активного счета выбрать одну из трех характеристик:
   актив с мгновенной ликвидностью - это то, что можно реализовать сразу. В первую
                                     очередь это конечно наличные деньги, может быть
                                     золото или счета в банках(если банк не лопнет).
   актив со среднесрочной ликвидностью - это, к примеру, недвижимость(сразу Вы ее
                                         продать конечно не сможете, нужно некоторое
                                         время) .
   актив с долгосрочной ликвидностью - это могут быть какие это акции или длинные ценные
                                       бумаги.
Для пассивного счета нужно указать одну из следующих характеристик:
    обязательства до востребования  - это то, что нужно будет отдать в любое время. К
                                      примеру, взяли Вы взаймы некую сумму с возвратом
                                      по первому требованию кредитора. Или общак,
                                      член семью может ведь в любой момент уйти из семьи
                                      и потребовать свою долю.
    среднесрочные обязательства    -  это , к примеру кредит в банке со сроком
                                      погашения месяцев эдак на 6.
    долгосрочные обязательства     - это совсем длинные взятые Вами кредиты.
   Далее, а что такое прибыль - вопрос конечно интересный. Как по-вашему, прибыль Актив
или Пассив. Как ни странно, но очень многие считают прибыль Активом, но это не так.
Вообще, роль прибыли сильно преувеличивают, да и понятно почему, ведь с прибыли платят
налоги. В принципе, все очень просто: прибыль - это сумма всех доходов минус сумма всех
расходов(если что-то остается положительное, иначе убыток).Для учета прибылей и убытков
заводят специальные счета. К примеру, счет "затраты на питание" это счет
убытков(расходов) и он Активный, а счет "доходы от зарплаты" это счет прибылей(доходов)
и он Пассивный. Таких счетов может быть много и это зависит от того, насколько подробно
Вы хотите вести учет. Но, существуют по меньшей мере два "интегрированных" счета.
Это счет убытков и счет прибылей. Периодически отдельные счета доходов и расходов нужно
"закрывать" для того, чтобы понять, что у Вас: прибыль или убыток. Делается это
примерно следующими проводками:
            Дебет(счет Убытки) --- Кредит(счета расходов - их может быть много)
            Дебет(счет Прибыль) --- Кредит(счета доходов - их может быть много)
В результате счета доходов и расходов обнуляются и все денежки аккумулируются на
двух счетах: Счет-Прибыль и Счет-Убыток. И вот разница между ними и есть Прибыль
или Убыток - где денежек больше останется. Допустим, что Вы получили Прибыль(на счете
Прибыль денежек осталось чуток по более). Хорошо это или плохо - да это как сказать.
Ведь Прибыль - это Пассив. Все зависит от того, против каких активов эта прибыль
стоит. Если на сумму полученной прибыли у Вас есть соответствующие высоколиквидные
Активы(деньги, золото и т.п.), то все и хорошо - Ваша прибыль реальная. А если против
прибыли стоят такие "Активы" как сомнительные векселя, заведомо невозвратные кредиты,
сомнительные акции и т.п., то Ваша прибыль фиктивная. К примеру, получилась у Вас
прибыль в 100000руб. , а в кассе всего 10000руб. Так что 90000руб. - это "воздух", на
который ничего купить нельзя. Если в завлекательной рекламе некоего ОАО, предлагающего
свои акции для размещения среди очередной группы лохов вопят, что мол по международной
системе отчетности у нас громадная прибыль, подтвержденная международной знаменитой
аудиторской фирмой, то это еще ни о чем не говорит. Важно, какие активы стоят за этой
прибылью. А разобраться в этом может только очень опытный человек - настоящий аналитик.
Но таких очень мало, большинство "аналитиков" - просто малограмотные люди. Смотришь
по ящику их выступления и откровенно смеешься, несут они полный бред. Настоящие
аналитики  - это люди не публичные, о них мало кто знает.
В официальной бухгалтерии в плане счетов счета для прибылей и убытков жестко
закреплены, но мы же решили от официоза отойти. В моей программе при заведении
счета Вы должны указать его характеристику примерно так(увидите):
1 - прочие счета, 2 - счета расходов, 3 - счета доходов, 4 -счет Убыток, 5 - счет Прибыль.
Т.е. к фиксированным номерам счетов это не привязано. Вообще, процедура
закрытия доходно-расходных счетов и фиксация прибыли-убытка довольно муторная и
отнимает немало времени, особенно если счетов очень много, как, к примеру, в банках.
Хорошие банковские программы делают это автоматически( сам писал такие программы).
В этой программе этого пока нет. Но со временем будет, тут-то мне и нужны будут
вышеперечисленные характеристики счетов - при этом алгоритм от конкретных номеров
счетов не будет зависеть как в официозе, все будет в Ваших руках.

    Ну, со счетами, наверное, все. Помните, удачный план счетов это залог успешной работы Вашей семейной бухгалтерии.
Подумайте, поразмышляйте, так и настоящим аналитиком станете. Кстати, в карточке счета Вы будете видеть текущие остатки денег на счете, но править их нельзя, только смотреть. Меняются эти цифры только через проводки.

8. Теперь перейдем к главному, а именно к журналу операций. Это ядро системы. Именно в
этом журнале Вы и будете делать записи-проводки, отражающие Вашу деятельность. Сразу Вы
увидите таблицу, в которой отражены уже сделанные операции. Конечно, Вы увидите мой
несколько шутливый и смешной контрольный пример, потом можете все записи удалить и
начать сначала. Таблица очень насыщена информацией и позволяет просматривать журнал
операций в разных аспектах. Сначала о сортировках. По умолчанию Вы увидите операции в
порядке их выполнения. Но ткнув мышкой на соответствующую позицию можете пересортировать
записи в порядке выполнения, по дате, по сумме, по группе товаров, по сотруднику, к кому
приписана эта операция(проводку может сделать и другой). Далее, самая мощная часть - это
всевозможные поиски по сложным условиям, которые покажут Вам только операции, этим
условиям удовлетворяющие. Вверху слева Вы можете выбрать для отбора только операции по
приходу, только по расходу, только по валюте, только операции, по которым сделаны
проводки(если проводка сделана, в таблице стоит птичка, если нет, то минус). Нужно
просто поставить мышкой галку в нужное окошко. Далее, к этим условиям Вы можете
присоединить дополнительные условия для поиска по фрагментов текстовых описаний(имен)
исполнителя, контрагента, группе товаров, конкретного товара. Причем Вы можете ввести
фрагмент текста для поиска не обращая внимания на регистры(большие или маленькие буквы -
система все равно найдет).Вот, к примеру, захотели Вы узнать, какими валютными
махинациями занимался Шлямбер Исаак. Ставите галку на окошке "только валюта" и в строке
для поиска вводите примерно такой текст шЛяМ. Далее, кликаете по кнопке "Поиск" и
система покажет Вам только валютные операции этого махинатора. Клик по кнопке
"Сброс результатов поиска" вернет таблицу в исходное состояние и все галки очистятся.
Или вот захотели Вы узнать, не покупали ли члены семьи коньяк Элгуджа. Ставите галку на
радио-кнопке "поиск по товару", вводите в поисковую строку эЛгУ и кликаете по кнопке
"поиск". Система Вам и покажет. Интересно, видели ли Вы когда-нибудь что-то похожее в
других подобных программах. Я нет, только в своих. Сделать это весьма непросто и я
занимаюсь этим много лет. Вы можете мне сказать, подумаешь, вот Яндекс и не то ищет.
Возможно, так ведь то Яндекс. Хотя как сказать. Если Вы что-то наберете в поисковой
строке, то думаете все Вам сразу Яндекс и найдет, причем точно. Сильно сомневаюсь.
А вот наберите в поисковой строке примерно так "электронный справочник банков России".
В целом, запрос вполне нейтральный и редких слов не содержит. Посмотрите, кто будет
первым в отобранных Яндексом документах, да будет ссылка на мой сайт, статью с которого
Вы сейчас и читаете. А ведь сайт на бесплатной площадке на Народе и никто его специально
не раскручивал. Просто мой сайт запрограммирован мною так, чтобы Яндексу легко было его
найти. Но это уже не программирование, а лингвистика, в которой я чуток разбираюсь.
    Пора переходить к записям в журнал-проводкам.
Нажимаете кнопочку добавить и перед Вами раскрывается маска-форма для ввода.
Начинайте вводить данные по порядку - все перечислять не буду, много их.
Вы увидите прикрученные к полям дата, сумма, курс валюты иконки "календарь" и
"калькулятор". Дату можете выбрать из календаря, она автоматически вставится в поле
даты.В калькуляторе Вы можете провести некие расчеты(возможностей гораздо больше, чем у
обычного калькулятора -можно задавать формулы со скобками и т.д.). Результат в поле
вставится автоматически. Дальше идет ввод остальных реквизитов. К ним прилеплены
кнопочки "выбрать". Кликнув по кнопке Вы вызовите соответствующий справочник, но в нем
будут только кнопки выбрать и добавить. Наведите на нужную строку таблицы и нажмите
кнопочку "выбрать". Результат автоматически вставится в нужное поле и отразятся все
сопутствующие реквизиты. В таблицах справочников тоже есть поиск по фрагменту имени
к примеру, счета. Можете воспользоваться, если номер забыли. Также и для остальных
полей. Если в справочнике нужного еще нет, то Вы можете здесь же и добавить в
справочник нужную запись, а потом ее и выбрать.
В системе реализован жесткий контроль за корректностью значений реквизитов.
В целом, он делается автоматически, но есть кнопочка "проверить". Если ошибок нет, то появится
кнопочка "провести". Кликаете по ней и получаете сообщение "проводка выполнена" и жмете
кнопочку "ОК" и возвращаетесь в таблицу журнала. Проводку можно сделать и не сразу, а
потом. В принципе, набивать данные может один, а проводку делать чуток позже и другой.
Если Вы раскроете запись, по которой уже сделана проводка (кнопка "изменить"), то
поменять основные реквизиты Вы уже не сможете. Можно заменить только второстепенные
типа, уточнить наименование операции, изменить контрагента и т.д. И удалить проведенную
запись нельзя, сначала нужно удалить проводку. В целом все там ясно и наглядно.
Потренируйтесь сначала на моем контрольном примере.   
Особо хочу сказать о валютных операциях. В целом, это вообще очень мутная область
и мало кто в ней все понимает. Вообще, среди профессиональных бухгалтеров валютный
учет считается высшим пилотажем. А началось все сравнительно недавно и сначала в банках.
По началу, валютный учет велся автономно в отдельном плане счетов и с рублями вообще не
пересекался. Потом сверху стали давить и пошло, поехало. В чем здесь главная проблема.
А в том, что не ясно, что такое валюта как актив. Вообще, в банках операции с валютой
называют неторговыми. А ведь можно было всю эту канитель и не городить, если считать
валюту просто товаром. Ведь расчеты в валюте на территории РФ официально запрещены.
Т.е. валюта - это не деньги. Если отказаться от всякой мути типа официальных курсов
ЦБ, курсовых разниц, то все резко упрощается. Вот, к примеру, купили Вы в деревне
100кг. картошки по курсу 10 руб. за кг. А затем в городе продали уже по курсу 20руб.
за кг. Чем не валютная операция. А в рыночной экономике устанавливать официальный курс
за кг. картошки придет в голову разве что сумасшедшему. Ведь можно же так и с валютой.
Ничего не изменится, и валютные обменные пункты станут обычными ларьками, торгующими
просто специфическим товаром. Но, какая же насквозь коррумпированная огромная по
численности банда госчиновников останется при этом не у дел.
Так что чисто для семейной бухгалтерии можно с валютой и не заморачиваться, считая
валюту обычным товаром. Но я имею немалый опыт работы в этой сфере и сделал в
своей программе нормальную схему работы с валютой, которую можно использовать и
в банках( сам то я старый банковский волк).Опять проведу небольшой ликбез и коротко
расскажу о валютных операциях. Может это Вам пригодится.
Итак, начну с популярнейшего понятия "Валютная позиция". Мало кто может Вам внятно
объяснить, что это такое. А все ведь очень просто, если сам все четко знаешь.
Начну по шагам:
А. Валютная позиция - совокупность дебетовых и кредитовых остатков на счетах в
иностранной валюте.
Б. Чистая валютная позиция - это совокупность свернутых остатков, т.е. сальдо.
С. Если остаток дебетовый(активный), то позиция называется длинной(короче, у Вас есть
собственная валюта)
Д. Если остаток кредитовый(пассивный), то позиция называется короткой(значит у Вас
есть обязательства перед кем то в валюте).
Ну а теперь, к примеру, банк решил купить валюту для себя(для последующих спекуляций).
Как это отразить по учету - ведь рублики из кассы ушли, а с чем корреспондировать их
уход по балансу. Ведь делать проводку между рублевым и валютным счетом нельзя.
Суммы то разные, в рублях к примеру 33000руб. ,а в баксах всего 1000.
Что придумали мудрые "ученые-аналитики". А придумали они фальшивые регистры,
а именно счета в рублях и в валюте, которые не учитываются при расчете баланса.
И отражается это шаманство следующими проводками:
       Кредит(касса или корсчет в руб.) --- Дебет(фальшивый счет в руб.)
       Дебет(касса или корсчет в валюте) --- Кредит(фальшивый счет в валюте)
       Дебет(счет конверсий в руб.) --- Кредит(фальшивый счет в руб)
Т.е. после этого шаманства уход в никуда рублей из кассы компенсируется появлением
в балансе рубликов(рублевая стоимость валюты) на конверсионном счете.
Далее, при расчете баланса появляются три позиции для каждого счета:
остаток в валюте  --- рублевый эквивалент --- итого в рублях
Ясно, что баланс отдельно по валюте и отдельно по рублям сходиться не будет. А по
позиции итого в рублях будет. Сходимость баланса - это равенство итоговых остатков по
Активам и Пассивам. Сходимость баланса обеспечивается двойной записью. Если баланс
не сходится, значит где то напутали в проводках. Вот почему в компьютерных программах
так важен жесткий контроль за корректностью проводок. Если баланс не сходится, то
найти ошибку весьма и весьма непросто, опыт большой надо иметь.
У меня в программе сделано несколько иначе и к этой идее я шел долгие годы.
Я считаю, что уж если заниматься валютным учетом, то нужно признать рубль такой же
валютой, как и другие. Т.е. и рубль может иметь валютную позицию, а почему нет.
Доллар может, Евро может, а Рубль нет - дискриминация, понимаешь.
У меня все построено на том, что каждый счет имеет остаток как в валюте, так и в
рублевом эквиваленте, т.е. на карточке счета учитываются две суммы. В том числе и
для рублей. Рублевый эквивалент рассчитывается на основе реального курса сделки.
А так, валюта и ее рублевый эквивалент живут вообще говоря, независимо друг от друга.
То есть в моей системе разрешены проводки между рублевыми и валютными счетами.
К примеру, некий спонсор решил внести в общак семьи некую сумму, к примеру,
в английских фунтах по согласованному курсу.
Делается следующая проводка:
   Дебет(валютная касса по фунтам на сумму в фунтах) --- Кредит(рублевый эквивалент
                                                                                                    общака в рублях на сумму,
                                                                                                    равную сумме в фунтах,
                                                                                                    умноженную на курс).
В результате получается, что на основном счете в рублях в общаке денежек становится
меньше, чем на рублевом эквиваленте, т.е. общак получил валютную позицию в рублях.
А чего же здесь плохого. Все ясно и понятно. Если перекос на общаке не нравится,
можно выправить ситуацию следующей проводкой.
    Дебет(счет общака) -
--Кредит(конверсионный счет) на сумму в рублях.
У общака валютная позиция исчезнет, а на конверсионном счете появятся денежки,
которые могут служить источником для покупки валюты. Все очень просто и понятно.
И баланс у меня сходится по валюте, хотя эта сумма служит только для контроля
и физического смысла не имеет( суммы долларов, евро, фунтов - это нонсенс, хотя может
и нет). Ну про проводки пожалуй и все.
.            
9. А теперь об отчетах и средствах анализа. Их в моей программе не так уж и много,
но я считаю, что больше особо и не нужно. В первую очередь, это выписки по счетам.
Вы можете получать выписку операций по любому счету за любой интервал дат. Форма выписки
такая же как в банковской выписке по расчетному счету, все Вы конечно такие выписки
видели. Есть один только интересный нюанс, придуманный давно лично мной и помогающий
многим пользователям. Это выписка по счету, в корреспонденции с заданным счетом.
К примеру, Вы можете получить выписку по личному счету сотрудника в корреспонденции
со счетом доходов или кассой. Конечно, при этом исходящий остаток по счету будет
неправильный, но сумму денежек, взятых этим сотрудником из кассы Вы увидите, а это
интересная информация.
Далее, Вы можете получить нормативы Вашей деятельности в разрезе оценки ликвидности.
Об этом я говорил выше. Ну и Вы можете получить справку о валютных позициях у счетов.
Это таблица по всем счетам, где отражаются текущие остатки по счетам и наличие
позиции. Для расчета нужно задать текущие курсы валют. В зависимости от курсов, позиция
на счете может меняться и становиться то длинной, то короткой. Смотрите, анализируйте.
И конечно же, Вы можете получать баланс в форме оборотно-сальдовой ведомости
за заданный интервал дат. Форма баланса банковская, такая же, как на сайте ЦБРФ,
в разделе "сведения о кредитных организациях".
10. Есть и еще одна забавная функция - ведение служебной переписки. Знаете, я такого
никогда не видел(может просто плохо искал). По жизни у Вас могут появляться много
документов типа договоров, актов, просто личной переписки. Где их хранить и как их искать.
А ведь это всегда проблема.
У меня есть возможность хранить документы в общей базе данных. Конечно, это только текстовые документы размером не более 64Кб, это где то страниц 20 - наверное достаточно. Там же Вы можете и набить документ, но на уровне возможностей блокнота Windows. Окошко для просмотра и ввода имеет горизонтальный
и вертикальный скроллинг. Далее, Вы можете скопировать текст документа, к примеру, из
Ворда, и просто вставить в поле моего окошка. В контрольном примере базы Вы можете
увидеть и этот текст, который я надеюсь Вы читаете. Только помните, что это не Ворд,
а всего лишь блокнот. Если в Ворде документ набит без символов конца строки и
перевода каретки(ENTER или  Shift+ENTER) в конце строки, то строчки вытянутся вправо
до безобразия. Прочитать конечно можно через скроллинг, но не удобно.

Ну вот наверное и все. Посмотрите, оцените, работайте. Жду писем на мыло.
Адрес на моем сайте. Там и еще можете что-нибудь интересное увидеть.

Мне кажется, что эта программа вызовет интерес у преподавателей и студентов, изучающих
бухгалтерский учет(хотя "официальную" бухгалтерию я и "недолюбливаю"). Ведь программа
очень компактна и бесплатная с одной стороны. А с другой стороны, функционально весьма полна.
На ее базе можно писать дипломные работы по организации бизнес-процессов и учета для некоей
абстрактной фирмы, начиная с образования фирмы, взноса уставного капитала до баланса за некий
период времени. Результат поместится даже на обычную дискетку.


Ну что, пора уже скачивать программу -------->      LSGconta.zip 


Сайт создан в системе uCoz