Искусство культура государственная поддержка                                  
На главную страницу сайта
  

Чего греха таить, размышляю на эту тему все сознательную жизнь, да, наверное, и не только я,
а все русские интеллигенты.
Сейчас кризис, профессиональная культурная «элита» на всех углах
вопит, что мол, все, конец, без государственных денег культура, искусство умрут и всем будет очень,
очень плохо. А так ли это. Вот я решил изложить свои хилые мысли по этому вопросу. Может быть,
они кому-то покажутся интересными, но я на них не настаиваю, это лишь мои мысли и не более того.

Так откуда же вообще появилось искусство. Да еще от первобытных людей, наверное, в генах человека
это изначально заложено. Вот первобытный человек в пещере выбивает на стене некий рисунок, тратит
на это силы и время, может лучше бы принял участие в охоте на мамонта и получил свою долю
дополнительного пропитания. Ан, нет, рисует. Вот таки появились художники. Дальше больше,
какие-то события, факты первобытный человек стал фиксировать в форме иероглифов – тотемов. Так
появилась письменность, а вслед за ней и писатели. А вот ударил первобытный человек палкой
по дереву, услышал звук и сообразил, что звуком можно управлять, придумывать разные звуки и их
сочетания. Так появились музыканты и композиторы.
Все это продолжается и до сих пор. В мире огромное количество самодеятельных художников,
писателей, музыкантов. Но это не профессионалы. Для них это хобби. А что, затрат особых не нужно.
Карандаши, бумага, холст, краски, какой-то музыкальный инструмент. Да на хобби – рыбалку уходит
куда больше денег. Теперь о таланте. Да, у одних это получается хуже, у других лучше. Но
ни о какой конкуренции и речи нет. Да, из таких иногда и вырастают знаменитости, имеющие
со своего творчества огромные доходы. Но, к примеру, знаменитый художник это не значит, что он
самый талантливый. Среди любителей – ровесников есть наверняка куда более талантливые люди.
Но просто этот художник – знаменитость случайно оказался в нужный момент в нужном месте, ему
просто повезло (ну об этом чуть ниже). Нужна ли таким любителям государственная поддержка, да
не думают они об этом. Хотя, если бы, к примеру, Лужков баловался живописью, то наверняка стал бы
помогать художникам – любителям. Организовывал бы выставки, вернисажи, где самодеятельные
художники могли бы выставлять свои работы, встречаться. На такие вернисажи таким наверняка
ходил бы народ( даже за небольшую плату), а художники могли бы там свои работы и продать. Затраты
на это минимальные, а польза большая. Но, не вспомню я таких государственных деятелей, разве что
отчасти Хрущев, но вы помните, к чему это привело. Вот так же в генах человека заложена тяга
к соревновательности, к спорту. Это уже потом спорт стал профессиональным и превратился в бизнес.
Но примеры, когда первые люди государства не равнодушны лично к какому-то виду спорта, мы
видим. Вот любил Ельцин теннис. До него этот спорт был в целом на задворках (ну не футбол же это),
был популярен на чисто любительском уровне среди научно-технической интеллигенции. А что случилось,
в теннис вбухали огромные государственные деньги и успехов больших добились. Но нет Ельцина, и что.
Наша российская теннисная «элита» уже собственно российской и не является. Все звезды давно живут
за границей. Вот с большой помпой на Речном вокзале в Москве(кстати, в водоохранной зоне, что
есть грубейшее нарушение законов) было затеяно строительство теннисного центра мирового уровня.
С помпой объявляли срок сдачи 2008г. Ну и что, еще толком и нулевого цикла нет, просто разворотили
и раскопали, а потом бросили. Казалось бы, ну и хрен с ним, кризис на дворе. Но у жителей отняли
кусочек природы, где они могли поваляться на травке, погонять мяч, поплавать на диком пляже.
«Благие пожелания» превратились в антинародную акцию для изрядного количества москвичей. Ответит ли
кто-либо за это, конечно нет.
А вот Путин любит горные лыжи. Ну и что, в кратчайшие сроки в районе Яхромы построили несколько
горнолыжных станций европейского уровня. Можно ли было это сделать без государственной поддержки,
конечно, нет. Пока это все здорово, можно с комфортом покататься, правда, дорого очень. Дальше
зимняя олимпиада в Сочи. Не будем обсуждать выбор места(в субтропиках среди пальм зимние
олимпиады еще не проводили). Затраты предстоят огромные, уже коррупция и криминал тут как тут.
Ну а представим, что Путин уйдет и на его месте появится любитель, к примеру, гольфа. Все это
будет заброшено, а огромные государственные деньги уйдут в песок.
К чему это я, а к тому, что «государственная» поддержка непроизводственных сфер типа спорта, искусства
и т.п. вещь опасная и может приводить к непредсказуемым последствиям.

И вообще, что такое искусство. Я считаю, что это то, что может существовать без каких либо
поддержек, финансирований и т.п. Это живопись, литература, музыка, что-то еще. Это именно то,
что отличает человека от животных. Это было, есть и будет.

А вот театр, кино – это не искусство, это – шоу. И исторические корни здесь совсем другие.
Появилось это при рабовладельческом строе. Цель – развлекать власть имущих. Это и гладиаторские
бои, спектакли и т.п. Участники таких шоу – это не «творческие» личности, а работники по
принуждению. Это принадлежность тоталитарных режимов. Вот в России были крепостные театры,
крепостные актеры и актрисы. Власть имущие, для собственного куража покупали понравившихся им
актрис и актеров, которые были рабами и работали по принуждению. Какое уж здесь творчество.
Кино изначально появилось как шоу. Вспомним первый фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда».
Но кино – это подешевле, чем театр, это уже шоу, доступное простому  народу. Но это уже капитализм.
 
При капитализме шоу это вид бизнеса. Некий бизнесмен может организовать театр, пуститься
по гастролям во все тяжкие. А дальше как повезет. Либо разорится, либо заработает.
Да, такому шоумену нужны наемные работники-актеры. То есть актер – это просто наемный
работник в определенной профессиональной сфере, к примеру, как бухгалтер. Каждый ли
может быть бухгалтером, наверное, нет. Если человек не умеет считать, плохо анализирует цифры
то такой бухгалтер никому и не нужен. А плохим актером может быть каждый. Все мы в своей жизни
немного актеры. Но чтобы стать хорошим актером, нужно иметь талант. Да так и в любой профессии.
Хороший токарь – это тоже талант. Но актер – это еще и очень тяжелая и неприятная работа.
Вот участвует он в постельной сцене, а партнер ему лично неприятен. Но надо, иначе выгонят.
По-моему, талантливому токарю легче. Он занят своим любимым делом, и работа не давит на его
чувства, пристрастия. А труд актера близок к рабскому – ну и что, ведь корни то профессии оттуда.

Но вернемся к России, к русской революции. Страна пришла к тоталитарному режиму и хитрые
большевики сразу сообразили, что шоу(кино, театр) – это то, что нужно. Ведь это мощнейшее
средство идеологической обработки народа, пользы от него гораздо больше, чем от идеологических
отделов райкомов партии. И сразу и режиссеры-шоумены и актеры стали небожителями, некоей кастой
вроде нынешних олигархов. Но по существу все эти деятели – не что иное, как привилегированные
наемные работники на службе тоталитарного режима.
А тут грянула перестройка, и все смешалось в доме Облонских. Что у нас, капитализм и рынок, или
социализм с «капиталистическим» лицом. Черт его знает. Ну и в «творческой» среде началось
расслоение, как и у всех. Кто-то сумел вписаться в новый формат, а кто-то нет. Но актерам
легче, все-таки потребительский спрос на их «продукцию» не исчез. Можно халтурить,
подрабатывать в рекламе и т.п. Гораздо труднее пришлось ученым, инженерам, особенно из
оборонки (ну нет у них возможностей обдирать бедных студентов). Но и здесь есть «положительные»
примеры. Кем стал математик Березовский, да и некоторые другие – все вы прекрасно знаете.
Когда лидеры «творческих союзов» с высоких трибун начинают вещать, что все, искусство, культура
гибнут, их нужно срочно спасать за счет государственных вливаний, то хоть спросили ли бы сами
себя, а за чей счет – за счет пенсий, пособий по безработице. Не будем лукавить, все эти
творческие лидеры – люди далеко не бедные и подушечки безопасности себе давно создали.
Не надо фарисействовать.
А тут грянул мировой кризис, и все совсем стало плохо. Что же дальше. В своих статьях (их можно
почитать на этом сайте) я писал, что капитализм как общественно-экономическая формация, себя
исчерпал. И выход из кризиса – это революционный переход к новой формации.
Какой она будет. Если тоталитарной, то «творческие шоу-деятели» снова будут на коне. Если что-то
типа капиталистической, рыночной, то, как и все наемные работники (если не сумеют создать свой
бизнес). Да и вообще, для достижения жизненного успеха талант, родственные связи
и т.п.- это не главное.

Главное – оказаться в нужное время в нужном месте, и успех придет.

Ну что, все о грустном, да о грустном. В советские времена, да сейчас отчасти
все-таки этот «культурный» шоу-бизнес оставил заметный след и был востребован народом.
Только вот оценки их труда у простого народа и своры «профессиональных критиков» иногда
отличались. Эти акулы пера могли «прославить» кого угодно, а народ то толком об этом и не знал.
Вообще, русские – это не такие как все. У них уникальное врожденное чувство юмора, которое,
наверное, в конце – концов, и спасет Россию. Как наш народ реагирует на полюбившийся ему, к примеру,
фильм. Что, пишет благодарственные письма, как бы, не так. Он сочиняет анекдоты. Вот знаменитый
фильм «Чапаев» – серия анекдотов про Василия Ивановича и Петьку. А «17 мгновений весны», тут уж
Мюллер и Штирлиц. Вот анекдот, который я считаю вообще лучшим.
  Штирлиц, информация для размышления, какого цвета у меня трусы.
  Красного, группенфюрер.
  Вот Вы и попались, об этом знали только двое, я и русская разведчица.
  Группенфюрер, у Вас расстегнута ширинка.
Иностранцы нас никогда не поймут, ну не по пути им с нами.
Вот в еще в советские времена я был в командировке во Франции(уже только начиналась перестройка).
Интерес к России и к русским был большой и разговорился я с женщиной(она хорошо говорила по-русски).
Ее вопросы типа как в России относятся к Франции, мои ответы – в целом положительно. Знают и любят
французское искусство, даже молодежь. Вот у одной рок-группы есть даже песенка, которой есть примерно
такие слова «Ален Делон не пьет одеколон ..». Надо было видеть ее реакцию.
Мне кажется, что только врожденное чувство юмора у народа спасет Россию. Помните, даже в
самые тяжелые моменты выходили из положения « А у нас было ..».
Если чувство юмора будет утеряно, то превратимся мы в скучных немцев и затеряемся на
мировых просторах. Дай бог, чтобы этого не случилось.

Если кому этот текст интересен, можете скачать    art.rtf
Сайт создан в системе uCoz